Распространённые причины повышенного расхода топлива

 

На порталах этого поистине бездонного интернета, присутствует большое количество уже написанных статей, каждая из которых способна заинтересовать автолюбителя. Дело в том, что посвящены эти статьи злободневному вопросу – повышенный расход топлива, в чем причина?
Давно надоевшие, однако не потерявшие актуальности причины.
Только пытаясь ознакомиться с тематикой расхода топлива на автомобиле, доступным становится итог, что на него влияют уже давно известные причины, среди которых, прежде всего:
1 Запоздалое зажигание. Изменение угла зажигания на 1 градус, приводит к увеличению расхода топлива в 1%.
2 Езда с неактивным сцеплением – не менее 10%.

 

3 Использование постоянного освещения дороги перед собой. При применении ближнего света, расход топлива увеличивается на 5%, при использовании дальнего – не менее чем на 10%.
4 Заправка некачественного бензина – до 5%. Можно заливать и 95 и 98 бензин, но у некоторых заправщиком даже такой бензин будет содержать низкое число октанов.
5 Если водитель любит совершать поездки на непрогретом двигателе, расход топлива у него в авто увеличится на 20%, не меньше.
6 Запоздалая замена воздушного фильтра (специалисты советуют менять его после каждый 5000 км пробега) – на 10%. Лучше всего применять фильтрующие элементы без дополнительных предварительных очистителей из материи, повышает расход на 5%.
7 Изрядная изношенность кривошипно-шатунного приспособления в автомобиле – не менее 10%.
8 Выравнивание подвески без качественной и вдумчивой регулировки – на 10%.
9 Изношенность системы газораспределения и неверно созданные межклапанные зазоры – не меньше 20%.
10 На ступицах слишком сильно затянуты подшипники – на 15%.

 

11 Функция сцепления на автомобиле, точнее, его изношенность – 10%.
12 Способ управления ТС может повышать расход топлива на 50%.

 

13 Цилиндро-поршневая группа излишне изношена. Снижение хоть на 1 Атмосферу приводит к повышению расхода топлива на 10%, снижение на 2 Атмосферы – на 20% и т.д.
14 Проблемы с карбюратором, бензонасосом – до 50%.

 

15 Если охлаждающая жидкость не соответствует необходимой, и ниже хоть немного, чем расчетная температура расход топлива увеличивается на 10% и даже больше.
16 Встречный ветер при скоростном вождении по дороге с не слишком большим количеством знаков способен повышать расход топлива до 10%.
17 Нахождение некорректных зазоров в свечах зажигания. Такие зазоры способны приводить к нарушениям функционирования зажигания и не только, а потери составляют уже около 10%.
Пробежавшись глазами по всему списку до самого конца, можно констатировать, что составлен он только относительно верно.
Относительно по той причине, что на разных моделях автомобилей будет различный повышенный расход топлива. Просто по той причине, что такая неисправность у ВАЗа в сравнении, скажем, с иномаркой вряд ли будет идентичной.
Несмотря на такие очевидные показатели, как масса авто, его скорость в соотношении со скоростью встречного или попутного ветра, качество дорожного покрытия и много еще, что.
Только отталкиваясь от этих показателей, можно с уверенностью констатировать, что повышенный расход топлива на двух ТС не будет одинаковым. Соответственно, процент перерасхода является категорически неверным.
Повышенный расход топлива выявляется так же на машинах, проделавших в Россию долгий путь из Страны Восходящего Солнца, где актуальной является система электронного впрыска бензина.
За исключением, разве что таких очевидных причин, как частота неисправности в выработки искры свечой при зажигании, о чем речь пойдет дальше.
Сразу следует оговориться, что можно только предположить влияние любого параметра из приведенного выше списка, ведь на повышенный расход топлива будет влиять просто огромное число предпосылок, и вообразить себе их совокупное влияние на расход топлива будет практически невозможно.

Странные расчеты

Зачастую обычными среднестатистическими водителями приводятся просто потрясающие цифры расхода.
Например, по словам одного такого водителя, его Ниссан с движком, обладающим объемом в 1500 см3, способен был употребить на трассе больше 20 л на 100 км, а в городе – более 25 л.
 На какой же износ требуется работать движку, чтобы достичь таких показателей! И каким образом можно с настолько филигранной точностью рассчитать перерасход! 
Эта способность некоторых водителей откровенно удивляет – большинство из них вполне искренне жалуются на повышенный расход топлива, и при этом у них получается рассчитать этот перерасход с точностью до 100 гр (в крайнем случае, до 500 гр).
Можно обратить внимание на водителя, который заявляет, что его двигатель потребляет 15,5 или 16,5 л/100 км. Остается только смерить недоверчивым взглядом этого «гения расчетов» и промолчать. Всем ясно, по какой причине.
Обычно среднестатистическому водителю довольно сложно объяснить премудрости проводимого расчета.
Например, он начитался различных справочных изданий, на основании чего сделал вывод, что его автомобиль должен «съедать» 11 л/100 км, а у него расход топлива при движении в городской черте составляет 14,5 л/100 км, и только на трассе он возвращается к обещанной цифре – 11 л/100 км.
Ведь ему практически невозможно объяснить, что указанные в руководстве пользователя 11 л замерялись на совершенном автомобиле в идеальных условиях.
Ведь производитель всегда пытается преподносить какую-либо новую модель в идеальном виде, а применение этого авто в обычных условиях практически исключает этот идеальное поведение.
И в особенности это относится к расходу топлива.
Ведь при выпуске нового автомобиля, производитель замеряет расход топлива с точностью чуть ли не до 1 грамма. Просто при выяснении того факта, что расход составил, например, 10 л 250 гр/100 км, тот самый производитель даже не будет особо раздумывать, а просто укажет в сопроводительных документах расход топлива, умышленно округлив его до идеальной ровной цифры.

Самые актуальные для России машины

В-основном это автомобили с уже состоявшимся пробегом в 50-70 тысяч км. Причем невозможно заранее предположить, как именно это авто использовалось прежним владельцем.
Не совсем благоразумным будет выглядеть попытка сравнения с такой же моделью, стоящей на стоянке по соседству. Ведь Ваша машина могла быть участником соревнований по дрифту, вместе со своим владельцем, а на соседском авто его обладатель разве что ездил в церковь в выходной день. Можно сразу ощутить разницу в эксплуатации двух сравниваемых ТС.
И еще: как лучше всего определить (с некоторой точностью) расход топлива на своем авто? Ведь существуют адекватные методы совершения замера, и им уделено внимание в популярных изданиях, таких как, например, «За рулем»:
1 Сначала следует остановить авто на ровном участке трассы.

 

2 Осмотреть положение колес (нужен ли сход или развал).

 

3 Заправить авто «под завязку».

 

4 Совершить пробную поездку, обязательно возвращаясь на то же место, откуда стартовали.

 

5 Вернуть авто в первоначальную позицию

 

6 Снова заправляем машину до предела и записываем, сколько заправили.
7 Далее следует чисто математический расчет. Количество залитого при повторной заправке бензина следует разделить на кол-во преодоленных километров.

 

 

Существует чуть более простой и чуть менее точный способ.
1 Следует дождаться момента, когда загорится датчик наличия топлива в бензобаке.
2 Осуществить заправку авто и вернуть к нулю показания одометра.

 

3 Нужно ездить в обычном режиме.

 

4 При новом загорании датчика наличия в баке бензина следует посмотреть совершенный километраж.
5 Затем снова следует математический расчет – кол-во залитого при заправке бензина делится на расстояние, которое авто преодолело на этой заправке (при расчете непременно следует указать тип езды: по городу, по трассе, смешанный).

 

Кроме того, одним из ключевых условий является чисто российское «ноу-хау»: при заправке на АЗС топливная колонка не доливает в среднем половину литра, сколько бы не заправляли. Вот и получается, что при заправке 5 литров, у владельца недолив составляет 10%, а при заправке 50 литров – уже только 1%.
Следует помнить также, что движение на авто, в котором опустел бак, в условиях минусовой температуры воздуха гарантирует, что в баке автомобиля будет образовываться конденсат, т.е. будет там появляться обыкновенная вода.
А ни один конструктор (даже японцы) пока не разработали автомобиля, который смог бы ездить на воде.
Кроме того, расход топлива в городской черте, при наличии светофоров на каждом перекрестке, или на трассе, где от города да города можно с успехом мчать без остановки, сильно отличаются друг от друга, однако и отталкиваясь от этих данных можно определить самочувствие и возможное поведение своей машины.  Т.е. ключевой вопрос состоит в том, что именно в авто влияет больше всего на перерасход топлива при движении. 

Датчик температуры охлаждающей жидкости

В любом автомобиле этот датчик – один из основных. Располагается он неподалеку от термостата.
Исправная работа двигателя (в т.ч. в режиме строгой экономии) напрямую зависит от цифр, которые он демонстрирует.
Компьютер машины при ее движении старательно определяет, какое количество топлива ему требуется, что непосредственно зависит от показываемых датчиком цифр, свидетельствующих о температуре двигателя.
Учитывая, что в разных моделях машин, показания этого датчика температуры охлаждающей жидкости, как и датчика кислорода, тоже могут различаться, лучше взять средний показатель.
Т.е. датчик в условиях еще не прогретого двигателя будет показывать от 2000 до 6000 Ом (подобный разбег зависит от температуры воздуха за бортом), а в условиях прогретого «движка» – не меньше 250, не больше 350 Ом (снова разброс по тем же причинам).
Если представить себе ситуацию, когда датчик температуры охлаждающей жидкости и датчик кислорода сообщают компьютеру (когда, на самом деле, двигатель уже полностью прогрет), что он еще недостаточно горячий и выдает сопротивление в 500 Ом.
Каковы действия искусственного интеллекта? Актуальные цифры сравниваются им с теми, которые старательно внесены в его память еще производителем. И повышает уровень подачи топлива к двигателю. Соответственно, объем передаваемого мотору топлива увеличивается.
Это может происходить сразу по нескольким причинам:
поломка датчика температуры охлаждающей жидкости;
неисправность термометра;
излишняя наполненность воздухом системы охлаждения;
некорректная работа радиатора;
ошибочные действия самого компьютера (случается не слишком часто, но все же случается);
Не считая этого, в автомобилях с АКПП этот датчик связан с трансмиссией напрямую. И с японской системой электронного впрыска топлива зачастую случается то, что переключение передач не происходит, и авто будет едва ползти, однако расход топлива у него будет такой, словно он несется по трассе.

Датчик кислорода

Для проверки устройства, грамотно именуемого датчик кислорода, а по-английски Oxygen Sensor, и для проверки самой смеси, подаваемой к двигателю, лучше применять анализ, исполняемый компьютером. А то могут получиться надуманные и неточные выводы.
С появлением в продаже литературы, посвященной системе электронного впрыска топлива, сотрудники сервисов, проводящие осмотр автомобилей (хотя таким больше подошло бы название дельцов из автосервиса) открыли и активно стали использовать новую возможность заработать, которую уже успели официально назвать «Исследование расхода на машине клиента».
Надо же было, чтобы звучало красиво и официально? Получите и распишитесь.
Все эти «специалисты» сразу осознали 2 существенных момента.
Во-первых, датчик кислорода, в большой степени влияет (если не сказать, определяет) на необходимость повышенного расхода топлива, клиент будет не в состоянии перепроверить полученные после диагностики данные, а стоимость нового датчика кислорода приближается к 300 американским долларам.
Во-вторых (и это является следствием первого) у «специалиста» из автосервиса появляется возможность «срубить по-легкому» денег с уже отчаявшегося было посетителя за это, откровенно говоря, бесполезное действие, активно играя на его плохой технической подкованности.
Приняв вид такого умного товарища и говоря с менторскими интонациями, применяя мудреные, но при этом особо сложные для понимания обывателя слова, но при этом вообще ничего не делая, такой «специалист» легко и просто способен «обуть» клиента дополнительно на 300-400 «деревянных» за откровенно не требующуюся индивиду услугу.
Проведя эту ненужную диагностику, он начинает объяснять клиенту рассказывать сказки про плохое качество топлива, привозимое производителем в Россию, про этилированный бензин, который в дальнейшем, наверняка, погубит датчик кислорода и придется приобретать новый, а датчик кислорода стоит довольно дорого.
Индивид вынужден верить на слово «специалисту», поскольку тот представил ему все весьма ярко. Он легко расстается с деньгами, оплачивая диагностику, а в будущем гарантированно будет вспоминать мастера добрым словом. Как же, он так качественно все ему объяснил!
Печально, но у клиента отсутствует возможность взглянуть на ситуацию со стороны и поинтересоваться у знакомых (если собственного ума не хватает), какое количество машин имеет повышенный расход топлива из-за неисправного датчика кислорода.
И если он сподобится задать этот вопрос настоящему специалисту, а не сотруднику автосервиса, который просто постарался нажиться на его недостатке технической подкованности, ответ он получит незамедлительно: процент таких автомобилей настолько мал, что на него не считают нужным обращать внимание.
Как известно, японские автомобили обладают полной взаимосвязью всех деталей. Бортовой компьютер старательно отслеживает все показатели TPS, посредством двух контактов: VTA и IDL.
Первый сообщает компьютеру о характерном изменении положения дроссельной заслонки, а контакт IDL (показатель повышенных оборотов контакта холостого хода) сообщает, находится ли контакт холостого хода в неактивном состоянии или нет.
Дело в том, что, если неправильно ввести данные TPS, в первую очередь речь идет о данных, получаемых от контакта холостого хода (IDL), бортовой искусственный интеллект примется совершать ошибки, считая некорректные показатели правильными данными.
В этом случае становятся заметными следующие неисправности:
нарушения в работе системы электронного впрыска топлива;
некорректный данные от датчика температуры охлаждающей жидкости;
неверные данные от датчика кислорода;
некорректно повышенные обороты холостого хода;
некорректный угол опережения зажигания;
неверное функционирование «движка» на XX;

 

Контакт холостого хода

По причине своей некорректной службы, он способен оказать влияние на выдаваемые двигателем излишние обороты. Некорректная настройка первичной регулировки способна окончательно сказаться на деятельности «движка», независимо от режима, в котором он работает.
На современных моделях автомобилей, пластинка отсутствует, ее заменило шаговое приспособление.
Управление контактом холостого хода осуществляется посредством компьютера: на возрастных модификациях компьютер просто подает на дроссель 12 В, редактирующие расположение специального биметаллического приспособления., которое, в свою очередь, регулирует положение специальной пластинки, а та уже преобразует диаметр сечения для притока в накопитель дополнительного воздуха.

Инжектор

Периодическое применение топлива, прошедшего некачественную очистку, или же бензина, активно разбавленного злоумышленником водой, или при обыкновенном изнашивании, механическая часть двигателя начинает снабжать двигатель лишним топливом в те моменты, когда инжектор закрыт (как свидетельствуют показания приборов).
«Движок», в котором подача топлива осуществляется методом центрального впрыска, часто сталкивается с отказом специальных резиновых колец осуществлять уплотнение форсунки, а это ведет к повышению расхода топлива.
Допустимо использовать любой аэрозольный баллончик, который содержит хоть в какой-то степени воспламеняющийся состав, чтобы определить, существует ли излишний подсос воздуха в двигатель.
Для этого, заведя его, следует направить струю из баллончика на места, в которых может обнаружиться несанкционированный приток воздуха. В случае его обнаружения, на некоторое время увеличится число оборотов.

 

 

Система подачи топлива: обратный клапан, контролирующий его расход

Давление в топливной рейке должно удерживаться на определенном уровне, для чего и предназначен обратный клапан.
В цилиндры двигателя направляется большее количество топлива, если обратный клапан держит давление на уровне, существенно превышающем необходимые 2,5 кг/см2.
В этой ситуации датчик кислорода передает соответствующую информацию в бортовой компьютер, который при этом ограничен в процессе регулирования состава смеси, поступающей к «движку», что считается допустимым ограничением.
Соответственно, искусственный интеллект просто не справляется с грамотным регулированием ее состава. Он сокращает излишне поступаемое топливо, что приводит к снижению мощности двигателя и вынуждает водителя сильнее нажимать на педаль газа. С гарантией получения того же результата.

 

Угол опережения зажигания (степень сжатия)

Если говорить вкратце, угол опережения зажигания выставляется пользователем для того, чтобы использовать на практике указанную в паспорте ТС мощность «движка».
Иными словами, устанавливая угол опережения зажигания, пользователем создаются благоприятные условия внутри цилиндра, и, как следствие, поступившая в двигатель топливно-воздушная смесь будет воспламенена в самый нужный момент. Потому что, если ТВС загорится позже или раньше, это приведет к снижению мощности «движка» и другим возможным неприятностям.
 А теперь один значимый нюанс.  Обращалось ли когда-нибудь внимание на то, что в режиме работы двигателя на ХХ происходит перемычка разъемов диагностики Е1 и ТЕ1, и тогда меняется звучание работающего двигателя.
При изменении подключения данных контактов в условиях заведенного двигателя выключается электронная система опережения сжатия. И теперь при помощи стробоскопа можно устанавливать верный угол опережения зажигания.

Свечи зажигания

Этот продукт имеет свойство относительно быстро изнашиваться и приходить в негодность. Как результат, они не дают больше искру, и зажигание не происходит.
Например, через 5-7 тысяч км пробега, зазор между электродами способен увеличиться приблизительно на 0,1 мм. И если игнорировать периодическую проверку зазоров между свечами, незамеченный пользователем увеличившийся зазор и изменившийся угол опережения зажигания приведет к повышенному расходу топлива.

Сокращение мощности «движка»

Это явление может происходить по разным причинам, в том числе, по тем из них, которых мы коснулись выше.
 Каким же образом сокращение мощности «движка» влияет на повышение расхода топлива? Ответ очевиден. 
При снижении мощности «движка» автомобиль сразу отзывается на это тем, что начинает «тянуть» хуже, и водитель инстинктивно пытается прибавить газ. При этом скорость движения остается такой же, как и была прежде, а вот топлива по объему поступает в цилиндры значительно больше. Отсюда и повышенный расход топлива.

Вместо заключения

Вопрос повышенного расхода топлива крайне сложный, и подходить к его решению тоже следует комплексно.
В данной статье, разумеется, упомянуты далеко не все причины.
Любой автомобиль следует разбирать конкретно, ведь и они, и встроенная в них электроника ровно настолько же не похожи друг на друга, как и сами люди – каждая конкретная система электронного впрыска топлива отличается собственным характером и настроением.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *