Мазутное топливо

 

Мазут – продукт переработки нефти, а также получается после вторичного преобразования продуктов.
Чаще всего используется для обогрева и получения энергии.
Также мазут получают в качестве побочного продукта при вторичной переработке нефтяных соединений (таких, как бензиновые, керосиновые и газойлевые соединения) и нагретых до определенной температуры, либо он отделяется из нефти.  Класс опасности мазута – четвертый (малоопасный). 
Если мы обратимся к химии, то увидим, что мазут – это соединения углеводородов, нефтяных смол, веществ, имеющих в составе металлы (феррум, никель, натрий. Также магний, кальций, ванадий), карбенов, асфальтенов и карбоидов. Свойства этого вещества зависят от сырья, которое использовали при изготовлении, физико-технических характеристик и качества.

 

Для чего производится мазут: сферы использования

Мазут в первую очередь ассоциируется как широко используемое топливо. Этот продукт нефтепереработки подходит для различных промышленных печей, сложных отопительных систем, обслуживания производств разного уровня и даже широко используется в бытовых ситуациях и сельском хозяйстве.
В зависимости от исходного сырья, определенные типы мазута могут использоваться как топливо для судов.
Помимо своего основного предназначения – топливо для обогрева и энергии движения, мазут используется как  основа для многих материалов и веществ (продукты перегонки мазута) .
Если рассматривать мазут в сфере использования, то выделяют следующие типы:

  • котельное топливо;
  • топливо для использования в быту;
  • тяжелое моторное топливо;
  • топливо для судов.
Требования, которые позволяют использовать мазут в конкретных видах деятельности, обуславливаются свойствами, определяемыми при экспертизе:
  • вязкость;
  • степень содержания серы и других примесей;
  • уровень воды в составе;
  • уровень механических веществ в составе;
  • норма золы;
  • температурами сгорания, застывания и вспышки.
Вязкость по ГОСТ указывается на тот момент, когда мазут находится при температуре пятьдесят градусов по Цельсию (флотская марка).
 Топливо для бытового обогрева  можно встретить в
домашних условиях используемым для отопления жилого дома. Оно предназначено для использования в маленьких отопительных системах низкой и средней мощности, на мелких производствах. Также в фермерском хозяйстве, в частности, для изготовления корма для животных. Еще заготовки сена на зиму, фруктов, овощей и многих других целей.
 Тяжелое моторное топливо  создается для использования на судах и согласно нормативным документам к ним относится флотский мазут Ф-5, который, однако, определяется стандартами как легкое котельное топливо.
Таки мазуты предназначены для создания энергии на теплоэлектроцентралях, печах на крупных производствах, в том числе для недвижимых промышленных устройств обогрева.
По ГОСТ 10585-2013 к этому типу относятся марки 40 и 100. Первая классифицируется по вязкости как среднее топливо, а вторая, соответственно, как тяжелое. Разница между марками 40 и 100 состоит в том, что мазут марки 100 не содержит дизельного топлива.
Отметим, что флотские мазуты считаются более высокими по качеству, чем топочные мазуты: у них низкий уровень вязкости, невысокое содержание вредных веществ, воды, уровень серы (0,6%), а также они характеризуются меньшей температурой застывания.
Мазут марки Ф-5 имеет отличный от топливных мазутов состав и обычно включает в себя примерно шестьдесят процентов прямогонного мазута и сорок процентов дизельного топлива. Состав может содержать некоторые примеси и не одинаков. Мазут Ф-5 – побочный продукт перегонки нефти, на выходе получается ограниченное количество.

 

 

Разновидности мазутов

Разновидности мазута различаются между собой составом и характеристиками:
  • уровнем содержания серы;
  • воды и примесей (дизельное топливо, депрессионные присадки и другие);
  • вязкостью;
  • температурой сгорания и зольностью.
Состав мазута регулируется ГОСТ и подразделяется на марки, которые, в свою очередь, разделяют на виды (обозначаются римскими цифрами от одного до семи).
Цифра, обозначающая марку – это число расчетной вязкости мазута.
Расчетная вязкость для каждого вида определятся при разной температуре:
  • Для мазута Ф-5 — температура пятьдесят градусов;
  • Для мазутов М40 и М100 – температура восемьдесят градусов;
  • Мазут М100 – температура 100 градусов (дополнительно).

Подробнее о топочном мазуте: как используется, основные свойства и параметры

Как уже упоминалось, топочный мазут имеет две главные марки – М100 и М40. На марку влияет много параметров, однако ключевые – это уровень вязкости и температура застывания.
Еще одно важное отличие – в составе марки 40 есть дизельное топливо, которое является веществом, позволяющем снизить температуру застывания мазута.
 Тяжелое моторное топливо  подходит для котельных, в качестве основного топлива на крупных производствах, генераторах и др. Часто используется мазут марки 100, однако для некоторых систем подходит и марка 40.
Транспортировка топочного мазута производится по железной дороге в специализированных поездах-цистернах, а также машинами для перевозки битумов.

Топочный мазут при транспортировке и продаже имеет специальный технический паспорт, в котором должны быть указаны основные характеристики. Информация по характеристикам предварительно установлена в лабораторных условиях.
Среди этих характеристик:
  • Уровень вязкости. Устанавливается на экспертизе при определенной температуре для каждого типа мазута. Для флотского мазута марки Ф-5 температура при проверке вязкости не должна превышать пятидесяти градусов; для топочного мазута марки 40 и марки 100 – температура не больше восьмидесяти градусов; в некоторых случаях мазут марки 100 проверяют на уровень вязкости при температуре в сто градусов;
  • Зольность – это параметр, отражающий содержание золы в веществе. Чем выше этот параметр, тем больше требуется топлива и тем больше загрязняется окружающая среда, поэтому зольность строго контролируется ГОСТ. Согласно нормативам зольность должна лежать в пределах до 0,14%. Флотский мазут, который считается выше по качеству чем топочный, имеет невысокий уровень золы в сравнении с марками 40 и 100;
  • Уровень механических примесей – не более одного процента. Как и в случае с зольностью, здесь флотский мазут выигрывает перед топочным;
  • Доля воды – также до одного процента;
  • Доля серы – ключевая характеристика, уровень должен лежать в пределах 0,5-3,5%. Высоким уровнем содержания серы отличается мазут марки 100 (седьмой);
  • Температура вспышки рассчитывается в зависимости от вида мазутов и лежит в пределах от 80 до 110 градусов по Цельсия. Для мазутов Ф-5 расчет производится в закрытой оболочке, для топочных мазутов – в открытой;
  • Температура застывания мазута. Саму высокую температуру имеет топочный, самую низкую – флотский. Понизить температуру можно при помощи различных добавок и присадок;
  • Температура сгорания практически одинакова для всех типов. Самый низкий параметр у мазута 100, самой высокой – мазут Ф-5.
На характеристики мазута напрямую влияет срок его хранения. Чем дольше храниться мазут – тем хуже его характеристики и тем выше уровень воды, уровень различных примесей и температура воспламенения будут далеки от норм ГОСТ.
Аналогично своему собрату – битуму – уровень продаж мазута зависит от времени года. Тогда как в теплое время года хорошо продается битум (из-за сезона строительства дорог), то топочный мазут необходим в холодные сезоны.

 

Чем заменить мазут и реально ли это?

Несмотря на то, что мазут остается самым востребованным котельным топливом, его можно заменить другими жидкостями, параметры которых, однако, не будут соответствовать нормативам.
К этим веществам относятся:

  • «Несвежий» мазут с большим сроком хранения;
  • Мазут с большим количеством примесей;
  • Мазут с большой долей воды;
  • Мазут коксохимический;
  • Смесь продуктов нефтепереработки;
  • Газовый конденсат.
Хотя перечисленные жидкости будут работать в качестве топлива, обратите внимание, что использование некачественного мазута и его дешевых заменителей не сможет стать полноценной заменой хорошему сырью, а в некоторых случаях приведет к печальным последствиям в виде неисправностей в системе, принеся минимум тепла и пользы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *