Мазутное топливо
Мазут – продукт переработки нефти, а также получается после вторичного преобразования продуктов.
Также мазут получают в качестве побочного продукта при вторичной переработке нефтяных соединений (таких, как бензиновые, керосиновые и газойлевые соединения) и нагретых до определенной температуры, либо он отделяется из нефти. Класс опасности мазута – четвертый (малоопасный).
Если мы обратимся к химии, то увидим, что мазут – это соединения углеводородов, нефтяных смол, веществ, имеющих в составе металлы (феррум, никель, натрий. Также магний, кальций, ванадий), карбенов, асфальтенов и карбоидов. Свойства этого вещества зависят от сырья, которое использовали при изготовлении, физико-технических характеристик и качества.
Для чего производится мазут: сферы использования
Мазут в первую очередь ассоциируется как широко используемое топливо. Этот продукт нефтепереработки подходит для различных промышленных печей, сложных отопительных систем, обслуживания производств разного уровня и даже широко используется в бытовых ситуациях и сельском хозяйстве.
Помимо своего основного предназначения – топливо для обогрева и энергии движения, мазут используется как основа для многих материалов и веществ (продукты перегонки мазута) .
Если рассматривать мазут в сфере использования, то выделяют следующие типы:
-
котельное топливо;
-
топливо для использования в быту;
-
тяжелое моторное топливо;
-
топливо для судов.
Требования, которые позволяют использовать мазут в конкретных видах деятельности, обуславливаются свойствами, определяемыми при экспертизе:
-
вязкость;
-
степень содержания серы и других примесей;
-
уровень воды в составе;
-
уровень механических веществ в составе;
-
норма золы;
-
температурами сгорания, застывания и вспышки.
Топливо для бытового обогрева можно встретить в
домашних условиях используемым для отопления жилого дома. Оно предназначено для использования в маленьких отопительных системах низкой и средней мощности, на мелких производствах. Также в фермерском хозяйстве, в частности, для изготовления корма для животных. Еще заготовки сена на зиму, фруктов, овощей и многих других целей.
Тяжелое моторное топливо создается для использования на судах и согласно нормативным документам к ним относится флотский мазут Ф-5, который, однако, определяется стандартами как легкое котельное топливо.
Таки мазуты предназначены для создания энергии на теплоэлектроцентралях, печах на крупных производствах, в том числе для недвижимых промышленных устройств обогрева.
По ГОСТ 10585-2013 к этому типу относятся марки 40 и 100. Первая классифицируется по вязкости как среднее топливо, а вторая, соответственно, как тяжелое. Разница между марками 40 и 100 состоит в том, что мазут марки 100 не содержит дизельного топлива.
Мазут марки Ф-5 имеет отличный от топливных мазутов состав и обычно включает в себя примерно шестьдесят процентов прямогонного мазута и сорок процентов дизельного топлива. Состав может содержать некоторые примеси и не одинаков. Мазут Ф-5 – побочный продукт перегонки нефти, на выходе получается ограниченное количество.
Разновидности мазутов
Разновидности мазута различаются между собой составом и характеристиками:
-
уровнем содержания серы;
-
воды и примесей (дизельное топливо, депрессионные присадки и другие);
-
вязкостью;
-
температурой сгорания и зольностью.
Состав мазута регулируется ГОСТ и подразделяется на марки, которые, в свою очередь, разделяют на виды (обозначаются римскими цифрами от одного до семи).
Расчетная вязкость для каждого вида определятся при разной температуре:
-
Для мазута Ф-5 — температура пятьдесят градусов;
-
Для мазутов М40 и М100 – температура восемьдесят градусов;
-
Мазут М100 – температура 100 градусов (дополнительно).
Подробнее о топочном мазуте: как используется, основные свойства и параметры
Как уже упоминалось, топочный мазут имеет две главные марки – М100 и М40. На марку влияет много параметров, однако ключевые – это уровень вязкости и температура застывания.
Тяжелое моторное топливо подходит для котельных, в качестве основного топлива на крупных производствах, генераторах и др. Часто используется мазут марки 100, однако для некоторых систем подходит и марка 40.
Транспортировка топочного мазута производится по железной дороге в специализированных поездах-цистернах, а также машинами для перевозки битумов.
Топочный мазут при транспортировке и продаже имеет специальный технический паспорт, в котором должны быть указаны основные характеристики. Информация по характеристикам предварительно установлена в лабораторных условиях.
Среди этих характеристик:
-
Уровень вязкости. Устанавливается на экспертизе при определенной температуре для каждого типа мазута. Для флотского мазута марки Ф-5 температура при проверке вязкости не должна превышать пятидесяти градусов; для топочного мазута марки 40 и марки 100 – температура не больше восьмидесяти градусов; в некоторых случаях мазут марки 100 проверяют на уровень вязкости при температуре в сто градусов;
-
Зольность – это параметр, отражающий содержание золы в веществе. Чем выше этот параметр, тем больше требуется топлива и тем больше загрязняется окружающая среда, поэтому зольность строго контролируется ГОСТ. Согласно нормативам зольность должна лежать в пределах до 0,14%. Флотский мазут, который считается выше по качеству чем топочный, имеет невысокий уровень золы в сравнении с марками 40 и 100;
-
Уровень механических примесей – не более одного процента. Как и в случае с зольностью, здесь флотский мазут выигрывает перед топочным;
-
Доля воды – также до одного процента;
-
Доля серы – ключевая характеристика, уровень должен лежать в пределах 0,5-3,5%. Высоким уровнем содержания серы отличается мазут марки 100 (седьмой);
-
Температура вспышки рассчитывается в зависимости от вида мазутов и лежит в пределах от 80 до 110 градусов по Цельсия. Для мазутов Ф-5 расчет производится в закрытой оболочке, для топочных мазутов – в открытой;
-
Температура застывания мазута. Саму высокую температуру имеет топочный, самую низкую – флотский. Понизить температуру можно при помощи различных добавок и присадок;
-
Температура сгорания практически одинакова для всех типов. Самый низкий параметр у мазута 100, самой высокой – мазут Ф-5.
Аналогично своему собрату – битуму – уровень продаж мазута зависит от времени года. Тогда как в теплое время года хорошо продается битум (из-за сезона строительства дорог), то топочный мазут необходим в холодные сезоны.
Чем заменить мазут и реально ли это?
Несмотря на то, что мазут остается самым востребованным котельным топливом, его можно заменить другими жидкостями, параметры которых, однако, не будут соответствовать нормативам.
К этим веществам относятся:
-
«Несвежий» мазут с большим сроком хранения;
-
Мазут с большим количеством примесей;
-
Мазут с большой долей воды;
-
Мазут коксохимический;
-
Смесь продуктов нефтепереработки;
-
Газовый конденсат.