Контроль уровня топлива, и его расход. Правильный подход
В предоставленном материале собраны, и детально описаны многие современные приборы, призванных контролировать потребление топлива вашим автомобилем.
Смысл данной статьи состоит в том, чтобы позволить вам более детально разбираться в существующих видах устройств и дать понимание по какому критерию стоит исходить из выбора в определенном устройстве.
При прочтении всего материала и детальном его изучении у вас появится возможность максимально правильно выбирать необходимое именно для вас устройство контроля за расходом топлива и главное это позволит вам сэкономить свои деньги.
В статье собраны самые популярные датчики для слежения за расходом топлива в автомобиле и детально расписан их принцип работы, описаны преимущества и недостатки определенных моделей.
Известные на сегодня способы контроля расхода топлива и иных функций на автомобиле
Перед непосредственным началом нам необходимо дать ответ на некоторые возникающие вопросы, решение которых мы приведем ниже в статье.
На каких объектах востребовано использование устройств, контролирующих расхода топлива?
1. Легковые автомобили
2. Грузовые автомобили
3. Спецтехника
4. Сельскохозяйственная техника
5. Стационарные цистерны отпуска ГСМ
Контроль какого вида горючего обычно есть необходимость производить?
1. Бензин
2. Дизельное топливо
3. Газ-пропан-бутан
Сколько способов подключения известны?
1. К штатному датчику слежения за уровнем расходования топлива подключаются напрямую
2. Присоединение к автомобильной форсунке
3. Подключение к шине CANавтомобиля
4. Непосредственная установка устройства контроля прямо в бак
5. Подключение к двигателю счетчика
6. Установка датчика ультразвука сокращенно УЗИ на бак автомобиля
7. Установка на баллон датчика ГБО для слежения за объемом газа
Далее из данных способов, каждый опишем детально.
Установление контроля способом установки аналогового датчика
Почти все терминалы осуществляющие спутниковый мониторинг за транспортными средствами имею GPS (ГЛОНАСС) существуют входы, он присутствует даже в бюджетных автомобилях.
Суть состоит в том, что ко главному входу подключается датчик контролирующий расход топлива в машине и следит за наличием топлива внутри бака. Результат поступает на панель приборов, встроенный датчик (Штатный) примерно такого вида:
Использование в реальных условиях езды показали неоднозначный результат и разделились. В некоторых случаях датчик указывал на приемлемый результат в использовании прибора (Датчика) для достижения контроля над расходом, но диаметрально противоположенный результат, амплитуда расхода была крайне нестабильна и использовать его в качестве прибора за контролем над расходом топлива была крайне непрактично. Это прежде всего зависит от самого прибора, в качестве его работы и по причине неимения конкретных данных поплавка.
Применение данного прибора рекомендуется при острой необходимости наличия датчика расхода, но при условии, что нет иного выбора, определить точный расход можно только при подключении, альтернативного варианта в данном случае не существует. Как только подключились, стоит пару дней понаблюдать за работой режима, и в сыром режиме, без тарировки топливного бака, в случае умеренной амплитуды колебаний то работу можно проводить и дальше, в обратном случае лучше всего прекратить, ибо работа идет в холостую.
Достоинства
1. Низкая цена по отношению к конкурентам (нет лишних затрат денег на покупку дополнительного оборудования)
Недостатки
1. Ложные сигналы о сливе/заправке бака
2. Достаточно высокая погрешность показателей (в процентном соотношении)
3. В зону входят мертвые области
Дополнительно:Под мертвой зоной подразумеваем: -датчик показывает то, что бак заправлен до донышка, но на самом деле в него еще можно влить определенный запас бензина. Любому автовладельцу знакомо то чувство, когда стрелка бака лежит на дне, а транспорт продолжает еще некоторое время ехать, это и есть мертвая зона, в которой регистрация изменения топлива не осуществляется, это называется мертвой зоной. Практика показывает следующее, что при заправке 20 литров, стрелка бака показывает нам только 15 литров, из этого понятно, что остальные 5 литров находятся в мертвой зоне топливного бака. Традиционно мертвая зона находится в самом дне бака, и вверху, при этом стоит знать, что для каждого вида уровень мертвой зоны является индивидуальным, так например на грузовых автомобилях он может быть в районе 70-90 литров, а это естественно внушительное количество топливо в запасе.
Дополнительно:
Под мертвой зоной подразумеваем: -датчик показывает то, что бак заправлен до донышка, но на самом деле в него еще можно влить определенный запас бензина. Любому автовладельцу знакомо то чувство, когда стрелка бака лежит на дне, а транспорт продолжает еще некоторое время ехать, это и есть мертвая зона, в которой регистрация изменения топлива не осуществляется, это называется мертвой зоной. Практика показывает следующее, что при заправке 20 литров, стрелка бака показывает нам только 15 литров, из этого понятно, что остальные 5 литров находятся в мертвой зоне топливного бака. Традиционно мертвая зона находится в самом дне бака, и вверху, при этом стоит знать, что для каждого вида уровень мертвой зоны является индивидуальным, так например на грузовых автомобилях он может быть в районе 70-90 литров, а это естественно внушительное количество топливо в запасе.
Тарировка бака это?
Под словом тарировка бака подразумевают закрепление определенного деления на панели, с определенным количеством жидкости которая имеется в топливном баке.
Это происходит следующим образом:
-
Бак полностью опустошают, после чего снимают и фиксируют показания датчика, это все записывается либо на бумаге, либо в комплексе программы.
-
После чего бак наполняют из сосуда, имеющего литровые обозначения, после чего каждый раз после определенного вливания стрелка фиксируется, таким нехитрым способом вычисляем сигнал от датчика, с точным объемом жидкости в нашем топливном баке.
-
После чего, данные сопоставляют и вносят их в программный код анализа.
Такой подход дает нам возможность знать точное количество топлива находящиеся в баке отображаемое в литрах.
Контроль за топливной системой способом подсоединения непосредственно к форсунке автомобиля
Суть состоит в том, что период раскрытия форсунки регистрируется, это происходит за мгновенье, но это под силу подсчитать умной электронике. Если мы знаем сколько было потрачено при открытии, то естественно что мы можем подсчитать сколько потребляется топлива за определенный промежуток времени.
Здесь понятно, что мы говорим об электронных форсунках, которые управляются умной системой впрыска. Для получения результата будет достаточно подключится к одной форсунке и то что у нас получилось, мы просто умножаем на число форсунок в системе. Естественно время открытия у них равное друг другу, а работать они должны естественно синхронно.
Можно подключится прямым путем к форсунке автомобиля, но можно и без непосредственного контакта при использовании NozzleCrocodile, который имеет красный цвет. Данный аппарат преобразует в импульс считываемую информацию, если оборудование монтированное на борту не считывает время открытия форсунки, то данный путь будет очевидно лучше, потому что импульс считывают практически любые трекеры слежения со спутника.
Использование системы NozzleCrocodile дает возможность сохранить полную гарантию на новый автомобиль, если нет разрешения на подключение от непосредственного дилера. Естественно будут затраты, но плюсом является то, что гарантия остаются в силе. В данном случае решать только вам, гарантия и контроль, или же непредвиденные денежные траты на дополнительное оборудование.
После установки, вам необходимо провести калибровку, это происходит так:
-
После монтирования, бак полностью заправляют, время заправки нужно зафиксировать.
-
После чего транспорт отправляют по маршруту, и желательно сделать так, чтобы была израсходована определённая часть топливо, хотя бы половина, а еще лучше сжечь полностью.
-
После чего бак снова заправляют полностью, время так же фиксируют, а после этого по специальной программе наблюдают мониторинг и определяют коэффициент необходимой поправки, при использовании NozzleCrocodil или сверяют по времени после прямого подключения ГЛОНАСС генератору.
Калибровка исключает возможность вмешательства третьих лиц, нельзя сливать даже малую часть топлива, иначе показания полученные из наблюдения мониторинга будут некорректными. В конце процесса замер залива бака проводить только мерными емкостями, это сведет к минимуму человеческий фактор. Если поступить иначе, результат будет налицо, это большая погрешность в показании точного результата.
Контроль топливной системы методом подключения к CAN шине транспорта
На автомобилях нынешнего производства имеется так называемая CAN Шина, по сути дела это локальная сеть машины, благодаря ей, множество датчиков внутри машины обмениваются информацией друг с другом. Именно через данную сеть и диагностируется состояние автомобиля, и выявляются неполадки в работе.
Благодаря CAN шине появляется возможность следить за:
Легковые авто
1. Контролируется зажигание
2. Определение на наличие ключа в зажигании, или его отсутствия
3. Сигнализация/Паника сигнализации
4. Состояние водительской двери
5. Дверь спереди (Пассажирская)
6. Задняя дверь справа
7. Задняя дверь слева
8. Состояние капота
9. Состояние багажника
10. Тормоз (Ручной)
11. Тормоз (Ножной)
12. Задний ход
13. Режим парковки
14. Время проработанное двигателем
15. Время проработанное двигателем
16. Webasto
17. Пробег автомобиля полностью
18. Сигнал уровня топливного бака
19. Сигнал об израсходовании топлива
20. Количество оборотов двигателя за одну минуту
21. Температура двигателя
22. Скорость движения
23. Уровень жидкости охлаждения
24. Нагрузку на двигатель
25. Педаль газа (Положение)
26. Датчик ближнего света
27. Датчик дальнего света
28. Состояние габаритов
29. Пассажирский ремень
30. Водительский ремень
31. STOP индикатор
32. Уровень масла и давление
33. Температура жидкости для охлаждения
34. Заряд аккумулятора
35. Система тормозов
36. SRS система безопасности
37. Давление в шине
38. Освещение снаружи
39. Проверка двигателя
40. Система ABS
41. Степень износа тормозных колодок
42. Предупредительный знак
43. Свеча накалывания
44. ESP
45. FAP
46. EPC
Для грузовых машин (Включительно)
1. Давление Первой оси
2. Давление Второй оси
3. Давление третьей оси
4. Давление четвертой оси
5. Давление пятой оси
6. SIMPLE-TACHO
7. TACHO-DDD
Спецтехника
1. Включение первой передней гидравлики
2. Включение второй передней гидравлики
3. Автономный запуск двигателя
4. Вперед правый джойстик
5. Назад правый джойстик
6. Влево джойстик правый
7. Вправо джойстик правый
8. Выключена подача воды
9. Выключена щетка
10. Выгрузки из бункера
11. Пылесос
12. Мойка высокого давления
13. Уровень соли/песка низкий в баке
14. Режим рассеяния песка/соли в баке
15. Свеча накаливания
Для сельхозтехники комбайны, зерноуборочные машины
1. Время для жатки
2. Включение жатки
3. Производительность машины
4. Очищенная область
5. Влажность зерна
6. Объем собранного зерна
7. Выброс зерна из бункера
8. Сильный люфт молотильного барабана
9. 100% зерна в бункере
10. 70% зерна в бункере
11. Вход в зерновой бункер открыт
12. Низкое давление масла
13. Фильтр системы засорен
14. уровень масла низкий
15. Засорение фильтра масляного
16. Засорение фильтра воздушного
17. Топливный фильтр засорен
18. Температура масла аварийная в системе ходовой части
19. Температура масла аварийная в системе силовых цилиндров
20. Селекция гидроблока переливая
21. Привод шнека включен (при сложной трубе выгрузной)
22. Нет оператора
23. Соломотряс забился
24.Наличие воды в топливе
25. Обороты барабанные
26. оборот вентиляторы (очистка)
Заметим что обмен происходит по разному и на каждой машине по индивидуальному принципу, и целый набор который призван контролировать автомобиль по средству умных датчиков тоже работает по-разному.
Есть вероятность что в автомобиле уже встроена CAN шина, и деление датчиков осуществляется именно по этой сети. Для отображения работы всех датчиков и синхронной работы их объединяют в единый поток.
Определенные терминалы уже поддерживают функцию CAN-LOG от компании «Фарватер» это дешевле, и позволит вам сэкономить круглую сумму при установке внешних модулей. Но лучше всего уточнить перед непосредственной покупкой терминала мониторинга со спутника GPS, CAN-LOG взаимодействуют с RS-232 и RS-485 протоколами, но при условии что сопряжение предусмотрено самим заводом изготовителем устройства.
Для датчика на новые авто, рекомендуем пользоваться CAN Crocodile цвет зеленый, вид такой:
Данное устройство можно подключить дистанционно, естественно по цене будет дороже, но выбор всегда остается за вами и только вам решать что выше, гарантия на недавно приобретенный автомобиль или полный контроль.
Так подключается:
Все данные которые исходят из CAN шин очень точные, за исключением только данных об объеме топлива в топливном баке. Здесь тоже, как и писалось выше все очень непросто и опыт имеет две грани, с одной стороны сказывается техническое состояние автомобиля, износ его деталей и состояние отдельных запасных частей, что влияет на показания. В некоторых случаях показания были настолько искаженными, что не имеет смысла далее пытаться как-либо воздействовать на контроль, с другой стороны результаты были предсказуемы.
Если и проверять работу устройств, то только на практике, ибо только она может показать эффективность работы всех датчиков. Если прибор монтированный изготовителем функционирует хорошо, то его тоже следует подвергнуть тарировке, это важно для определения правильности в его работе и исключению влияния человеческого фактора. Но бывает и так что на одной машине стоят одновременно несколько топливных баков, но датчик измерения как правило стоит только на одном, основном, это несомненно огромный минус в системе, рекомендуется использовать измерительные приборы для контроля за остальными ёмкостями с топливом посредством измерительных датчиков.
Этот способ очень хорошо подойдет для контроля топлива в легковом автотранспорте, где установка дополнительного прибора сложна, и требует высоко мастерства от установщика, а в некоторых случаях и вовсе не возможна по ряду причин. Этот метод применяют сегодня на технике сельскохозяйственной работы, для контроля за датчиками о очищенной площади, влажности зерна, масляного давления в гидравлике и так далее…
Благодаря использованию CAN шин можно интегрировать огромный диапазон процессов в единый мониторинг системы ГЛОНАСС. При этом цена остается на довольно приемлемом уровне для большинства людей.
Контроль при помощи отдельно установленного датчика (ДУТ)
С большой уверенностью можно сказать, что на сегодняшний день данный способ считается самым лучшим, и надежным. Есть только один минус, работа зависит от точности самих датчиков и их технического состояния. Еще важно правильно установить и тарировать, если вас не устраивает работа одного мастера, то смело ищите другого, более компетентного в данном вопросе.
Рекомендую пользоваться датчиками от производителя «ОМНИКОММ» (ONMICOMM). На этот вопрос можно ответить коротко, и ясно, дается пожизненная гарантия, внесение (официально) в реестр средств для измерения. На Российском рынке единственные, процент погрешности составляет менее 1 %.
Это мало? Лично нам этого вполне достаточно.
Установку датчика вы можете посмотреть на видео:
Среди обывателей бытует мнение о том, что датчики контроля топлива крайне ненадежные устройства и требуют к себе чуть ли ни трепетного отношения, на самом деле это далеко не так, конечно никто не застрахован от заводского брака, но его можно обменять по предоставляемой нам от производителя гарантии. Но в большинстве случаев причиной является не заводской брак, а недобросовестный производитель.
Немало важно обратить внимание на установку датчика, правильно установленный датчик будет исправно служить вам долгие годы. Если к данному вопросу подойти с ответственностью, то датчик будет служить вам верно даже в экстремальных условиях.
Раздел устройств по принципам:
Частотно аналоговые — работают по частному каналу, или по аналоговому, естественно лучше всего делать выбор в пользу приватного канала, на это есть свои причины, частный канал менее всего перегружен и не подвергается колебаниям частот от работы автомобильного генератора, возможно использовать для измерения как топлива дизельного, так и бензина различных марок, от любого производителя. Здесь можно ознакомится с характеристиками данного устройства.
Цифровые — работа идет по каналу RS-485, в работу измерительного прибора входит не только измерение уровня в топливном баке, но и контроль температуры. Данный тип устройства характеризуется как устойчивый для работы при резких перепадах температура в любую сторону. Их так же можно использовать для замера и контроля как солярки, так и бензина. Можете ознакомится с характеристиками данного устройства здесь.
Взрывобезопасные цифровые-канал работы RS-485, как и цифровые измеряют температуру в баке, и еще имеют возможность вносить коррекцию на расширение температуры. Устройства имеют сертификацию для работы в взрывоопасной/огнеопасной среде, устанавливаются в бензовозах и цистернах с огнеопасными смесями. Идут вместе с комплектом защиты от попадания искр.
Из достоинства данного типа устройств выделим:
1.Точность измерения достаточно высокая, сходя из процентных соотношений
2. Израсходованное топливо определяется по факту
3. Определяется залив/слив топлива
4. Работа гарантируется пожизненно
5. Они не чувствительны к мелкому засорению в баке
Минусы :
1. Чувствительность к наличию воды на дне топливного бака
2. Если есть несколько баков, то на каждый требуется ставить индивидуальный датчик
Контроль методом монтажа проточного датчика
Данный вид устройства устанавливают в передней части автомобильного двигателя. Для бензиновых и дизельных двигателей имеются различные устройства, лично мы не рекомендовали бы использовать их в машинах с бензиновым двигателем, по причине того что он их буквально сушить и они в такой агрессивной среде довольно быстро выходят из строя.
В составе дизельного топлива так же имеются некоторые эфирные масла, они в процессе работы устройства смазывают его, это положительно сказывается на долговечности.
Если постараться визуально представить себе работу устройства контролирующего расход топлива, то выглядеть это будет примерно следующим образом:
Механический счетчик — весь объем подсчитанный, выведен на табло посредством установленного монитора подключенного к системе спутникового мониторинга и контроля. Процесс контролируется только путем механического снятия данных со счетчика. Подсчет идет только с одного канала магистрали.
Импульсный счетчик — весь объем передается на систему ГЛОНАСС. На табло нет электронного или механического отображения. Контроль идет только через комплекс программ мониторинга посредством ГЛОНАСС навигации. Так же подсчет идет только по одному тепловому каналу.
Датчик совмещенный — подсчитанный объем расхода выводится на дисплей, это может быть как механический, так и электронный, контроль происходит только за счет постоянного механического снятия показаний с мониторинга посредством спутниковой системы. Учет идет только по одному топливному каналу.
Дифференциальный — объем передается через систему спутникового мониторинга по ГЛОНАСС, подсчет происходит только через спутниковый мониторинг. Учет идет одновременно по двум тепловым каналам магистрали.
Счетчики можно разделять и по их пропускной способности, но это влияет достаточно на определенный процент неточности показаний при измерении расхода топлива за определенный промежуток времени, это зависит от скорости с которой движется ваш транспорт.
На территории России как правило применяются устройства зарубежного производства и стоимость в прямом смысле слова идет в ногу с курсом твердой иностранной валюты по отношению к отечественной, это как правило сказывается на конечном потребителе, раньше цена была более-менее стабильной, то сегодня бьет по карману.
Пример работы механического счетчика топлива можно посмотреть на этом видео:
Нам известно, что дизельные имеют две магистрали, обратную и падающую. Топливо поступает через фильтр грубой очистки, далее попадают в тонкий фильтр очистки. Если ваш счетчик немного засорился, то в этом ничего не поправимого нет, его легко очистить за 15 минут несложных манипуляций.
Довольно неплохо приведена установка счетчика топлива на этом видео:
Независимо от того, какой вы выбрали счетчик, вы всегда должны помнить то, что все устройства одинаково восприимчивы различного рода гидроударам, из-за этого возникает определенная погрешность в точности измерения.
Схема установки счетчика топлива на давление:
Схема установки счетчика топлива на разряжение:
Схема установки дифференциального счетчика топлива:
Необходимо помнить что прибор определяет исключительно реальный расход двигателем, в то время как к баку он не имеет отношения, в данной ситуации нет речи о контроле за сливом и заливом топлива в машину.
Многие пользователи часто интересуются об контроле за расходом газа на служебных автомобилях, ясное дело что чисто технологически газ слить не представляется возможным. Вывод один, что воровство происходит банально не заправляя авто полностью на заправке.
Еще ко всему происходит и приписка пробега, еще много способов существует у недобросовестных водителей, даже несмотря на трудность извлечения газа из топливного бака.
В большинстве случаев из-за неимения точных приборов слежения за топливом, недостачи падают в карман бухгалтерии, или что более всего вероятно на шею простых водителей, именно по причине сложной диагностики воровства газа, трудно определить насколько правдив встроенный прибор показывающий количество газа в баллоне автомобиля.
Обычный механический датчик уровня газа на баллоне ГБО выглядит обычно так:
Контроль водители рассчитывают из пройденного пути, именно из него и определяют расход некоторые водители, пологая что данный метод самый верный.
В наше время уже разработаны специальные устройства для контроля за газом и его расходом, в основном это внедрение индикаторов в баллоны для слежения за выходом газа. Но проблема заключается в том, что данные индикаторы не могут точно давать следить за поступлением газ, так как подвержены всякого рода рывкам, резким скачком и так далее…
Выглядит после установки так:
Для надежного обеспечения контроля газа в автомобилях часто используют, непосредственный контроль над форсунками или же устанавливают сверхчувствительные датчики, призванные полностью контролировать сложную систему поступления топлива.